Узбекистан | 17:24
1080
4 минут чтения

МВФ предложил «усилить налоговую нагрузку» в Узбекистане. Экономист резко раскритиковал рекомендации

Международный валютный фонд советует отменить льготы и повысить налоги, а экономист Юлий Юсупов призывает урезать раздутые госрасходы.

Фото: AP

Международный валютный фонд призвал Узбекистан предпринять меры по расширению налоговой базы и восстановлению доли налоговых поступлений в ВВП. Об этом говорится в выводах по итогам визита миссии МВФ в страну.

«Бюджет на 2025 год в целом расширяет налоговые льготы и продлевает действующие, что замедляет рост налоговой базы и ограничивает возможность роста налоговых поступлений пропорционально ВВП», — отмечается в отчёте.

МВФ рекомендует правительству в ближайшие три года разработать стратегию увеличения доходов и сделать налоговую систему более справедливой, чтобы компенсировать потерю 2% ВВП налоговых поступлений с 2020 года.

Среди предложений МВФ:

  • повышение акцизов (например, на алкоголь, топливо, транспортные средства и сахар), что даст доход до 1,1% ВВП;
  • сокращение инвестиционных льгот, пересмотр налоговых послаблений на прибыль и освобождений от налога на прибыль (до 1,1% ВВП);
  • отмена неэффективных таможенных льгот и прекращение предоставления новых (до 3,2% ВВП);
  • замена плоской ставки подоходного налога на прогрессивную для повышения справедливости системы.

«Узбекистан – не развитая и не рыночная экономика»

Экономист Юлий Юсупов резко раскритиковал рекомендации МВФ.

«Совершенно согласен, что индивидуальные и отраслевые льготы нужно отменять, как разрушающие работу рыночных механизмов и создающие питательную среду для коррупции и ограничения конкуренции.

Но по поводу того, что нужно увеличить доходы бюджета, компенсировав якобы их снижение (в % к ВВП) с 2020 г., тут только приходится удивляться.

 

 

По данным АБР никакого снижения не было: в 2020 г. доходы консолидированного бюджета составляли 26,9%, а в 2024 г. – 30,5% ВВП. Другое дело, что госрасходы выросли еще больше: с 29,1 до 35,5%.

Да, рост поступлений в бюджет отстает от роста госрасходов, что увеличивает бюджетный дефицит и государственный долг. Но означает ли это, что нужно еще больше увеличивать налоговую нагрузку на экономику, а не сокращать раздутые и ускоренно растущие государственные расходы?» — написал он.

Юсупов подчеркнул, что теория МВФ уместна для развитых стран, но не для Узбекистана:

«Экономика Узбекистана бедная, ВВП на душу населения около 3000 долларов. Известно: чем беднее страна, тем меньшую налоговую нагрузку она способна вынести. Доля госрасходов в ВВП в Узбекистане выше 40% — на уровне Западной Европы, тогда как в успешных странах Восточной Азии этот показатель в 1,5–2 раза ниже.

К тому же у нас нет полноценной рыночной экономики: ключевые решения принимает не бизнес, а чиновники. Чем больше у них в распоряжении средств, тем больше коррупционных рисков, при этом контроля со стороны общества практически нет. Это ведёт к неограниченному росту расходов и дополнительной нагрузке на экономику через налоги и долги».

Экономист предлагает другой путь для ускорения роста:

  • радикально сократить государственные расходы (в 1,5–2 раза), особенно экономические;
  • уменьшить долю государства в собственности;
  • снизить налоговую и долговую нагрузку, чтобы повысить конкурентоспособность бизнеса;
  • сократить пошлины и нетарифные барьеры, отменить индивидуальные льготы;
  • пересмотреть роль государства в экономике, отстранить чиновников от бизнеса и прекратить вмешательство в рыночные механизмы.

«А что предлагает МВФ? Опять повысить налоговую нагрузку. Это механистическое применение общих макроэкономических правил без учёта специфики страны», — резюмировал Юсупов.

Новости по теме