16:19 / 27.03.2023
46011

Как узбекской девушке удалось пройти путь от домработницы до студентки Массачусетского технологического?

Фото: Kun.uz

Сегодняшняя героиня проекта «Микрофон — девушкам» Нигина Ортикова из Самарканда. Она уехала с семьей в США по грин-кард 8 лет назад и сначала параллельно училась и работала домработницей. Сейчас она в магистратуре Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology), одного из передовых университетов мира. История успеха Нигины уникальна.

«Я хотела уехать в город…»

Около 8 лет назад статья, которую я прочитала, навсегда изменила мою жизнь и в конечном итоге изменила меня.

Зовут меня Нигина, родом я из Тайлакского района Самаркандской области. В нашей семье 5 дочерей. Когда я вспоминаю свое детство, в основном приходит на ум то, как я пасла скот в поле. Мы выращивали картошку и лук. Но я ненавидела сельскохозяйственные работы и всегда хотела поехать в город. Регулярно участвовала в конкурсе на премию Зульфии и всегда побеждала в нашем районе, но возвращалась ни с чем из области. В то время было много разговоров о том, что места продаются, но я мечтая выиграть грант и уехать в город продолжала участвовать в конкурсе.

История с грин-кард

В 2014 году наша семья выиграла грин-кард. Это стало для нас неожиданностью, поскольку мой отец принял участие в лотерее 4 года назад. В Самарканде много контор, которые занимаются грин-кард. Потом отец и думать забыл об этом. Однако компания каждый год заполняла заявку на грин-кард с данными моего отца, и через 4 года добилась успеха. Так мы подготовили документы и выехали в Америку в 2014 году.

«Начало трудного пути...»

Я помню, как носила черный костюм, который одолжила у сестры, и ходила от двери к двери в зимнюю стужу в пуховике, ища работу по всему Нью-Йорку... Тогда я мечтала устроиться работать обычным кассиром в супермаркете, но меня никто не брал на работу, потому что я не знала английского. Моя жизнь казалась мне мрачной и беспросветной.

Моя первая работа состояла в уборке домов в русских и еврейских семьях в Нью-Йорке. Платили всего 50 долларов в день. Работа была тяжелой и утомительной, и я часто сталкивалась с расизмом со стороны евреев. Неужели я не смогу выполнять другую работу, думала я. Тем не менее, все, что я видела, научило меня ценить труд.

Также на меня действовали окружающие: почти все узбекские женщины приехав в Соединенные Штаты либо выходят замуж и становятся домохозяйками, либо так и остаются в роли прислуги.

Статья, изменившая мою жизнь

В 2016 году я прочитала статью «Узбеки — нация слуг?», опубликованную в «Голосе Америки». В то время я работала по уходу за пожилыми людьми. Статья была о том, что те, кто приехал в США из Узбекистана, не работают над собой, не пытаются развиваться, а ограничиваются простой работой. Эта статья очень повлияла на меня и заставила осознать, что мне нужно работать над собой.

Тогда я во второй раз училась в 10-м классе средней школы в США, поскольку не закончила колледж в Узбекистане. Я ходила в школу с семи утра до четырех дня, а после занятий шла на работу.

Иногда я засыпала на уроках, потому что много работала. Школу я окончила с очень низкими оценками, но мой английский значительно улучшился. Меня не приняли в 4-летний университет из-за моих низких оценок. Я поступила только в двухгодичный колледж в Нью-Йорке. Я чувствовала себя несчастной. Однако я не прекращала работать и закончила колледж с самым высоким баллом.

Мои усилия привели к тому, что меня приняли в Колледж Уэллсли в Массачусетсе, одну из лучших школ гуманитарных наук в стране и высоко оцениваемую в США. Позже меня приняли в Массачусетский технологический институт (MIT) в аспирантуру. Сейчас веду одновременно и бакалавриат и магистратуру.

Каким образом?

Я не верю, что есть простой способ. В мире нет легких путей. Например, уход за пожилыми людьми — очень сложная работа. Также нелегко добиться успеха в учебе. Я выбрала свой трудный путь между этими двумя вариантами.

Кроме того, с самого детства я хотела, чтобы родители мной гордились. Всю жизнь они воспитывали пятерых дочерей. После приезда в Америку им обоим пришлось тяжело работать. Вот почему я хотела быть достойным того, что они нам дают.

Какова система обучения в лучшем университете мира?

Сейчас я учусь в ВУЗе, занимающем первые места в международных рейтингах. Хорошая учеба здесь зависит от тебя самого. Руководство предоставляется, но усвоение материала остается за учащимися. Каждый работает над своим проектом. В настоящее время я также работаю над собственным инновационным проектом. Я всегда испытываю большое чувство благодарности, когда думаю о том, где я была раньше и где я сейчас.

Семья и личное развитие

С точки зрения нашего национального уклада, я вышла замуж чуть позже - в 25 лет. Сейчас мне 26 лет. Причина в том, что я хотела построить семью с кем-то, кто поддерживал бы меня и понимал мои цели. Мой муж по национальности турок.

Я считаю, что человек не должен останавливаться в личном развитии после создания семьи, а должен найти способ расти вместе с ней.

На данный момент я получила предложения о работе в сфере IT от 3-х крупных компаний Америки: L3Harris Technology, Optum Insights, Spotify. Пока прохожу собеседование в компании SamSara.

Девушкам, которые слушают меня...

Я бы посоветовала узбекским читательницам поверить в себя. Иногда общество, в котором мы живем, пытается нас принудить: «ты должна выйти замуж, думать о семье, не учиться. Девушка - камень из пращи, неизвестно, куда упадет». Но вам не нужно прекращать учебу из-за этих поучений. Девочки должны вдвойне усерднее думать о получении образования.

Работая прислугой, я познакомилась со многими узбекскими девушками. Я до сих пор вижу многих из них. И мне больно видеть, что за эти 5 лет у них не произошло никаких изменений. Многие мои узбекские друзья работают в супермаркетах или горничными. Честная работа, в этом нет ничего плохого, но у меня сердце разрывается, когда я вижу молодых людей, у которых есть будущее и которые даже не пытаются расти.

Я хочу, чтобы все узбекские женщины поверили в себя. Если я смогла вырасти, то конечно смогут и они.

Беседовала Зилола Гайбуллаева.

Top